Страхование жизни и здоровья работников: плюсы для работодателя.

11 апреля , 2014

          Обращаясь к мировой практике, можно увидеть, в число основных мотивационных инструментов, помимо размеров заработной платы (или гонораров) и перспектив карьерного роста, входят, так называемые, социальные пакеты. В сою очередь, в составе такого социального пакета, предоставляемого работодателями нанимаемые работникам, приоритетной является часть страхования. Почему?

            Все мы знаем, что в развитых странах мира практически ни один человек не представляет себе спокойной жизни без наличия «страховки». Во многом, наличие минимального объема страхования жизни и здоровья любого человека в большинстве зарубежных стран является обязательным требованием и закреплено на законодательном уровне.

Вмести с тем, стоит учитывать, что страхования позволяет освободит себя от части возможных финансовых, административных, юридических и иных трудностей, возникающих в процессии жизнедеятельности. К примеру, повреждение автомобиля при дорожном транспортном происшествии повлечет за собой необходимость затрат на его ремонт. Но даже если у владельца нет на данный момент ни страхового полиса, ни собственных ресурсов – без автомобиля можно обойтись. Если же в результате аварии нанесен вред здоровью человека, то возникает необходимость дополнительных затрат на восстановление его здоровья, которые откладывать нельзя. Поэтому главными составляющими страховой части социальных пакетов, которые предоставляются многими работодателями для привлечения персонала в свою организацию, являются программы страхования жизни и здоровья сотрудников.

Итак, рассмотрим, какие именно преимущество получает работник, если со стороны работодателя ему будет предложен социальный пакет, включающий в себя и страховую защиту.

            Национальный институт страхования предлагает весьма разнообразные продукты и схемы, ориентированные не только на различные потребительские интересы, но и финансовые возможности потенциальных страхователей. Страхователь в данном случае – это организация (предприятие), которое заключает договор страхования и уплачивает страховые премии.

Наиболее популярными с точки зрения взаимных интересов – как работодателя, так и работника, — являются такие продукты,  как страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни (в обиходе именуемое как медицинское страхование),  а также долгосрочное страхование жизни. Приобретая данные продукты для своих работников, работодатель, повышая их социальную защищенность, тем самым формирует корпоративные методы мотивации. Чтобы наилучшем образом понять суть, остановимся подробнее на каждом из перечисленных продуктов.

            Страхование от несчастных случаев.

      Страхование от несчастных случаев предусматривает страхование от травматических повреждений и/или иных расстройств здоровья застрахованного лица (работника организации); на случай частичной или полной нетрудоспособности (инвалидности); на случай смерти застрахованного лица.

            Если работник получил травму, то вполне логично, что потребуется какое-то время на восстановление его здоровья, а следовательно, в этот период неизбежно возникает снижение его материального дохода как за счет нахождения «на больничном», так и за счет необходимости посещения врача, затрат на восстановительное лечение, приобретение медикаментов, а возможно, и медицинских приспособлений.

       Разумеется, травма – это совершенно непредсказуемое событие, и на всегда человек готов к тому, что помимо физических и моральных неудобств предстоят и непредвиденные расходы. При наличии полиса страхования от несчастных случаев пострадавшему будет произведена страховая выплата, рассчитанная в зависимости от степени сложности травмы и его персональной страховой суммы.

           Отсюда вытекает первое правило страхования – если решили застраховать своих сотрудников, подробно ознакомьтесь, какой страховой продукт вы собираетесь приобрести, выбирая при этом лучшей вариант. В данном случае именно от размера выбранной на момент заключения договора страхования персональной страховой суммы на каждое застрахованное лицо будет зависеть последующие выплаты.

             Пример:  Так застрахованное лицо, к примеру, получивший перелом ноги, в зависимости от характера повреждения (локализация, перелом без смещения или со смещением костных отломков, наличие или отсутствие операции) может получить выплату в размере в среднем от 2 % да 40 % от страховой суммы.

Таким образом, если персональная страховая сумма составляет 500 тыс. сум, то размер выплаты составит от 10 до 200 тыс. сум; если 1 млн. сум —  от 20 тыс. до 400 тыс. сум; если страховая сумма на одно застрахованное лицо 5 млн. сум – от 100 тыс. до 2 млн. сум. 

          Стоимость данного вида страхования в зависимости от количества страхуемых лиц, возраста и сферы деятельности (что влияет на степень наступления риска) составляет от 0,5% до 1% от страховой суммы. К слову, сделать такой предварительный расчет можно, поинтересовавшись у страховщика, каков минимальный размер выплаты в таблице страховых выплат – это локальный документ, утверждаемый в страховой организации (возможно, немного с другими названием) является основание для расчетов размеров выплат по данному продукту практически у всех страховых компаний.

Страхователь может выбрать время действия страхования – 24 часа в сутки или только во время исполнения работником служебных обязанностей. Период страхования определятся как правило до 1 года. Исходя из характера деятельности вашей организации, территория страхования может быть расширена, например, помимо Республике Узбекистан можно предусмотреть страны СНГ или весь мир, за исключением зон военных конфликтов.

       Как видно, наличие страхования от несчастных случаев в социальном пакете уже само по себе является дополнительным методом защиты работника, а регулируя размеры страховых сумм или набор покрываемых страхованием рисков, можно определять престижность страховки для разных категорий персонала.

             Страхование на случай болезни.

      Наиболее популярным среди корпоративных страхователей является добровольное медицинское страхование работников. Данный продукт дает возможность застрахованным лицам в случае ухудшения здоровья получить в течение периода страхования необходимые медицинские услуги без оплаты на основании предъявления страхового полиса или сервисной карты.

              В данном виде страхования также все зависит от страховой суммы и выбранной программы страхования. В программу страхования могут быть включены как стандартный набор услуг, такие как амбулаторно-поликлиническое обслуживание вызов скорой помощи или врача на дом так и дополнительные опции: стационарное лечение; стоматологическое обслуживание; профилактический осмотр; вакцинация; лекарственное обеспечение. Конечно, существует ряд исключений и ограничений, но на стадии заключения договора, если позволяют финансовые возможности, программу можно составить с учетом предпочтений вашей организации, например, расширить покрытие по стоматологическому или стационарному обслуживанию, вакцинации и пр.

             Стоимость будет зависеть от программы страхования, страховые суммы, устанавливаемых лимитов (по таким опциям как лекарственное обеспечение стоматологическое обслуживание и др.) количества и среднего возраста застрахованных лиц. Обобщить цену очень сложно именно из-за всех перечисленных принимаемых во внимание факторов, поэтому остановимся на минимальной и расширенной программах.

           Итак, программа медицинского страхования, включающая амбулаторно-поликлиническое обслуживание и вызов врача на дом, при страховой сумме 1 млн. сум на одно застрахованное лицо обойдется компании примерно в 190-210 тыс. сум, в зависимости от количества страхуемых работников.

Программа с размером страховой суммы в 2 млн. сум на одного работника, позволяющая получить амбулаторно-поликлиническое обслуживание, лекарственное обеспечение (ограничивается лимитом в объеме 10% от страховой суммы) экстренную стоматологическую помощь (также ограничивается 10% от страховой суммы), вакцинацию от гриппа, будет стоить компании от 840 тыс. до 1,02 млн. сумм на одно страхуемое лицо.

         Следует отметить, что в числе классических исключений данного страхового продукта – инфекционные болезни. Это связано, в частности, с тем, что по действующему законодательству лечение инфекционных заболеваний осуществляется в специализированных медицинских учреждениях бесплатно. То же относится к лечению онкологических заболеваний, а также родовспоможений. Поэтому для максимальной защиты рекомендуется приобретать полис медицинского страхования вкупе с полисом страхования на случай инфекционных болезней. В последнем оговаривается конкретный перечень болезней (корь, гепатит, бруцеллез и пр.) в случае возникновения которых будет произведена страховая выплата в процентном соотношения к страховой сумме.

         Что касается стоимости полиса страхования на случай инфекционных болезней, то она значительное ниже, чем по медицинскому страхованию. Тариф зависит от возраста страхуемых лиц, страховой суммы и региона. Для взрослого человека, проживающего в г.Ташкенте, тариф составит порядка 1,5% от страховой суммы, для жителя Сырдарьинского вилоята – 0,5%, а Ферганской долины – 2,0% и т.д. это обусловлено имеющемся статистическими данными по здравоохранению в различных регионах страны. При заключении договора страхования в расчет могут быть приняты фактическое местонахождение (город, сельская местность), сфера деятельности потенциальных страхователей и, соответственно применены понижающие коэффициенты к базовым тарифам.

       Впрочем, даже если работодатель предоставит своему работнику не комплексное покрытие, состоящее из двух взаимодополняемых видов, а только полис медицинского страхования, то это уже весьма ощутимая поддержка. В части мотивации можно использовать различные программы и страховые суммы, а также предусмотреть включение членов семьи работника в число застрахованных лиц.

                   Долгосрочное страхование жизни с выплатой бонуса

         Прежде всего отметим, что согласно Закону РУз «о страховой деятельности» страхование подразделяется на следующие отрасли:

        страхование жизни (страхование интересов, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и денежным обеспечением физических лиц, где минимальный срок страхования по договору составляет один год и включает разовые или периодические выплаты страховых сумм, содержащих в себе наращенный процент, оговоренный договором страхования (аннуитетов);

              общее страхование (личное, имущественное страхование, страхование ответственности и другие виды страхования, не относящиеся  к отрасли страхования жизни).

Страховой продукт «Долгосрочное страхование жизни с выплатой бонуса» разработан на основание класс 1 отрасли страхования жизни. Его отличие от рассмотренных выше продуктов (разработанных по классам 1 и 2 отрасли общего страхования) в том, что период страхования не может быть мене года,  в то в отрасли общего страхования он не может превышать 12 месяцев.

             Долгосрочное страхование жизни с выплатой бонуса заключается в совмещении накопительных и рисковых функций. Накопительная часть состоит из возможности в течение периода страхования вносить платежи – ежемесячно, ежеквартально, раз в полугодие, ежегодно или единовременно (от 13 месяцев и более).

При сроке страхования 13 месяцев сумма премии примерно равно страховой сумме. Однако, если договор заключается на длительный срок (5 лет и более), то страховая сумма значительно выше размера страховой премии. Следует учитывать, что размер премии зависит от страховой суммы, возраста застрахованного, периода страхования, а также графика оплаты страховых взносов.

      По истечении периода страхования выплачивается сумма накопленных денежных средств плюс бонус – часть, выплачиваемая за счет страховой организации. Несмотря на то, что размер бонуса не так велик, главное преимущество заключается в действующих для данного продукта страховых взносов.

             Прежде всего, в соответствии с п.28 ст.129 Налогового кодекса РУз (НК РУз) установлено, что суммы заработной платы и другие доходы граждан, подлежащие налогообложению и направляемые на оплату страховых премий, выплачиваемых юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности в Республике Узбекистан по долгосрочному страхованию жизни, не подлежат налогообложению (освобождаются от подоходного налога).

        Также пунктом 33 ст. 145 НК РУз предусмотрено, что суммы, уплаченные юридическим лицом в качестве страховой премии по долгосрочному страхованию жизни, относится к прочим расходам предприятия. Кроме этого, в соответствии со ст.307 и ст. 172 НК РУз на сумму, направляемые на оплату страховых премий в пользу работников (как и на получаемые ими после окончания срока действия договора страхования страховые выплаты), не начисляется социальные платеж (25%).

Поэтому очевидна выгодность приобретения данного страхового продукта кА для работника, так и для работодателя, ведь применяя возможности долгосрочного страхования жизни, можно не только создать мощный мотивационный инструмент для стимулирование труда работников, но и сделать это с ощутимой экономией для самого предприятия.

          Многие могут спросить, в чем отличие такого накопительного инструмента в рамках долгосрочного страхования жизни от банковского вклада? Разница в том, что, как говорилось выше, заключая договор, с одной стороны, предоставляется возможность поэтапного накопления денежных фондов, с другой – предоставляется страховая защита на весь срок периода страхования. Рисковая часть или, собственно, страховая защита, включает в себя два риска: риск дожития и риск смерти. В первом случае выплачивается вся накопленная сумма, включая бонус. Во втором – страховая сумма (без бонуса), причем независимо от того, сколько взносов успел уплатить страхователь на момент смерти застрахованного.

          Учитывая действующие налоговые льготы по рассматриваемому продукту, очевидно, что вне зависимости от масштабов деятельности и численности работников организации, долгосрочное страхование жизни сотрудников может быть эффективным инструментом для мотивации работников, одновременно привнося дополнительные методы экономии для предприятия.

           Что еще следует учесть?

        Независимо от того, выбираем мы продукт или услугу, важно правильно выбрать производителя или поставщика. На что следует обращать внимание при выборе страховой организации? Прежде всего, специализация, опыт работы на рынке (причем в конкретном направлении) финансовая устойчивость партнеры по обслуживанию застрахованных лиц, клиентская база (опять же – по интересующему вас продукту).

       Далее необходимо имеет в виду, что не всегда дешевизна должна стать определяющем фактором в выборе партнера по страхованию. Порой, приобретая продукт по низким ценам, вы можете столкнутся с ситуацией, что условия договора содержит большое количество исключений и цена в итоге окажется не так уж мала. И конечно не лишним будет получить рекомендации, ведь страхование такая сфера, которая предполагает долгосрочное сотрудничество.

        Рассмотренные продукты, конечно, не единственные. Можно подбирать такие пакеты, которые кажутся клиенту наиболее оптимальными. Причем в случае приобретения комплексного страхования (состоящего из нескольких видов) у страхователя больше шансов получить наиболее выгодные ценовые предложения.

      Подводя итоги, думаем, для читателей уже очевидно, насколько интересным и эффективным может стать применение личного страхования в построении корпоративной стратегии привлечения, мотивации и удержания персонала.